Услуги динамического колл-трекинга в последнее время стали весьма востребованы маркетологами, экспертами в области аналитики и просто теми, кто любит считать, сравнивать и находить новые решения. Сегодня я хочу поделиться примитивными алгоритмами отслеживания телефонных звонков. Чем проще, тем понятнее новичкам, а поняв азы можно переделать его под себя до неузнаваемости.
Что такое Call Tracking?
Колл-трекинг — это метод учета оффлайн конверсии интернет-маркетологами. Допустим, у вас есть рекламные кампании в Директ и Adwords и вам нужно определить, который из них приносит больше кликов. Если ваш потенциальный клиент оставляет заявку через сайт, то идентифицировать источник можно легко при помощи UTM-меток. Но, не все клиенты по той или иной причине оставляют заявку через формы захвата на сайте. Для кого-то проще позвонить. Мало ли, может человек торопится и идет пешком, ему некогда заполнять формы. Так вот, как отследить заявки пришедшие с телефонного звонка? На этот вопрос и отвечает метод Call Tracking’а.
В настоящее время мне известны 3 вида трекингов:
- статический;
- с помощью промокода;
- динамический.
Давайте разберем каждый из этих методов отдельно.
Статический колл-трекинг
Этот метод является самым простым и самым точным. Но не годится, если каналов слежения (рекламных кампаний) много. Суть такого трекинга заключается в том, что на каждый рекламный канал выделяется свой уникальный номер телефона.
Например, у нас есть такие рекламные кампании:
Вариант 1 выделяет на каждое объявление по 1 номеру телефона. А на варианте 2 видим, что номера телефонов разделяют только системы контекстной рекламы, т.е. для Adwords свои номера, для Директа свои. Первый вариант позволит нам определять точные показатели каждой рекламы каждой системы, но в нем количество номеров прямо пропорционально количеству рекламных кампаний. Второй вариант даст общие данные для каждой из систем контекстной рекламы. Таким образом, чем большей точности хотите добиться (отслеживать ключевые слова), тем большее количество номеров для этого необходимо.
Вариант 1:
+ точные показатели по каждой рекламе и каналу.
— большой пул номеров при больших количествах рекламных кампаний.
Вариант 2:
+ небольшие затраты на номера.
— сэмплирование данных.
В одном из своих региональных интернет-магазинов я применяю именно этот метод. Выбрал его потому что посещаемость сайта небольшая и нам достаточно 2-х номеров: для Яндекс.Директа (Adwords отключен) и всех остальных.
Для своих задач использую очень клевые модули Sourcebuster и SB-Placer от Алекса и компании IT-Agency: http://sbjs.rocks. Данная библиотека распространяется свободно под лицензией «как есть». Спасибо большое, что есть такие добрые люди на свете! Итак, пойдем дальше…
Давайте рассмотрим на конкретном примере. Если клиент пришел на наш сайт из Директ, то ему покажется номер 74991000011, иначе 74991000012.
Вот код такого скрипта:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 |
<body> ... <div id="contact-mphone" class="contact-mphone">+7 (499) 10-00-012</div> ... <!-- Подмена телефонного номера --> <script src="../sb-placer.jquery.min.js"></script> <script src="../sourcebuster.min.js"></script> <script> sbjs.init(); // определяем текущий источник посетителя var medium = sbjs.get.current.mdm; var doSmth = function(check, when) { if (!check && !when) { document.getElementById('contact-mphone').onclick = function() { location.href='tel:+74991000012'; }; } else { document.getElementById('contact-mphone').onclick = function() { location.href='tel:+74991000011'; } } } $('.contact-mphone').sbPlacer({ default_value: '+7 (499) 10-00-012', conditions: [ { check: medium, when: 'cpc', place: '+7 (499) 10-00-011' } ], callback: doSmth }); </script> <!-- /Подмена телефонного номера --> </body> |
Что здесь происходит? Давайте немного разберем.
Где-то в тексте сайта будет ваш номер телефона по умолчанию:
1 |
<div id="contact-mphone" class="contact-mphone">+7 (499) 10-00-012</div> |
Далее подключаем сами библиотеки:
1 2 |
<script src="../sb-placer.jquery.min.js"></script> <script src="../sourcebuster.min.js"></script> |
Теперь запускаем скрипт, который определить наши источники и запишет их в Cookies:
1 |
sbjs.init(); |
А дальше нашему скрипту «говорим» по каким критериям и на какой номер телефона заменять дефолтный номер:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
$('.contact-mphone').sbPlacer({ default_value: '+7 (499) 10-00-012', //Номер телефона выводимый по умолчанию conditions: [ { check: medium, when: 'cpc', place: '+7 (499) 10-00-011' //Заменяем на указанный номер, если это контекстная реклама. В нашем случае Директ. } ], callback: doSmth //Можно выполнить пользовательскую функцию. }); |
Как вы заметили, я здесь воспользовался пользовательской функцией doSmth() и добавил для элемента с id=»contact-mphone» событие набора телефонного номера по клику на нее. В моем случае это сделано на мобильной версии сайта. Также можно передавать цели в Метрику (yaCounterXXXXX.reachGoal(‘dialing’)), например, о том, что текущий пользователь набрал номер телефона.
Как все это работает? Если вам позвонили на номер ..011, значит сработала реклама, иначе источник другой. Как будете мониторить звонки зависит уже от вас: будут у вас трубки подписанные по каналам, согласно которых менеджер будет вбивать информацию в CRM, либо это будет автоматизированный учет в связке вашей телефонии и CRM. Мы на своей практике отмерив Adwords и Директ выявили убыточность гугловского канала и временно отключили его.
Колл-трекинг с помощью промокода
Этот метод мы начали практиковать относительно недавно и пока трудно оценить его реальные возможности. Здесь больше зависит от мастерства менеджера и верстки сайта. Продажникам придется каждый раз уточнять промокод у клиента. А как быть, если он говорит по телефону и дисплей перекрыт окном текущего звонка? Большинству будет лень сворачивать окно, открывать сайт и смотреть промокод. Здесь надо придумать сильную мотивацию на просмотр промокода для клиента — допустим хорошую скидку или бесплатную доставку. К тому же промокод должен быть очень легко доступен на сайте, но в то же время не загромождать основную информацию. Я решил сделать это путем вывода промокода в левом нижнем углу браузера зафиксировав его положение. Т.е. он при прокрутке страницы всегда остается на этом же месте не теряясь с фокуса посетителя. Да и не мешает просматривать контент. Я бы даже сказал, его не заметно, если не приглядеться. =)
Алгоритм придумал на скорую руку и он до безобразия прост. Кстати, использовал тот же модуль Sourcebuster.
Принцип работы заключается в том, чтобы определить источник клиента и выдать ему такой промокод, который бы сами смогли без труда расшифровать, и причем должен быть легко запоминающимся. Старайтесь не использовать сложные для проговаривания буквы и буквы латинских алфавитов. Например, если используете «С» и «Ц», то кто-то может назвать первую букву на английском и будет это звучать как «Ц». А это ошибочный источник.
Для этого составил таблицу, взяв за основу первые буквы систем. Вторая часть промокода будет состоять из цифр. Все таки промокод должен выглядеть ка положено, быть уникальным и не вызывать лишних подозрений у клиента. =)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 |
<body> ... <div id="promo">Н0001</div> ... <!-- Sourcebuster --> <script src="../sourcebuster.min.js"></script> <script> sbjs.init({ domain: { host: 'site.ru', isolate: true }, promocode: { min: 1000, max: 9999 }, callback: go }); function go() { /*Промокод*/ var res = 'Х'; if (sbjs.get.current.typ == 'utm') { if (sbjs.get.current.src == 'yandex' || sbjs.get.current.src == 'yandex.search') { if (sbjs.get.current.mdm == 'cpc') { res = 'Д'; } //Директ } else if (sbjs.get.current.src == 'google') { if (sbjs.get.current.mdm == 'cpc') { res = 'А'; } //Adwords } else { res = 'М'; } //Меченый, но не распознанный (UTM-метка) } if (sbjs.get.current.typ == 'organic') { if (sbjs.get.current.src == 'yandex') { res = 'Я'; } //Яндекс.Поиск else if (sbjs.get.current.src == 'google') { res = 'Г'; } //Гугл.Поиск else res = 'ОР'; } if (sbjs.get.current.typ == 'referral') { if (sbjs.get.current.mdm == 'social') { if (sbjs.get.current.src == 'vk.com') { res = 'В';} //Вконтакте else res = 'С'; //Соцсеть } else { res = 'Р' } //Реферрал } if (sbjs.get.current.typ == 'typein') { res = 'Н'; } //Неизвестно if (res == '') { res = 'Н'; } $('#promo').text(res + sbjs.get.promo.code); } </script> <!-- /Sourcebuster --> </body> |
Думаю код не требует комментариев. Сначала идет инициализация скрипта, потом генерация промокода и в конце присвоение промокода элементу на странице. Единственное на что хочу обратить внимание:
1 2 3 4 |
domain: { host: 'site.ru', isolate: true } |
Если у вас есть основной домен и много его поддоменов, на которых хотите выделять свой промокод и вести свою аналитику, то для каждого домена и субдомена следует указать host (site.ru, sub1.site.ru, sub2.site.ru, …) и включить изоляцию Cookies через isolate: true. Запомните, что менять указанные параметры после запуска сайта в боевой режим не рекомендуется, т.к. получится «мясо» из кукисов. Сам проверил. (=
Итак, что мы получили… Звонит клиент, менеджер требует у него назвать код. Вбитый промокод дешифрует ваш скрипт на стороне CRM или оставляет как есть. Источник определен с высокой точностью, если клиент не соврал. =)
Динамический колл-трекинг
Пожалуй, самый трендовый и самый интересный вариант из всех перечисленный. Это технология, когда каждому клиенту выдается свой номер телефона, но об этом я расскажу в отдельной статье. Читать статью.
Закажите настройку статического коллтрекинга и избавьте себя от рутиной работы. Оформить заявку можете на странице: Оставить заявку